четверг, 10 января 2013 г.

О публичной социологии

Некоторое время назад мне довелось быть свидетелем разговора о публичной социологии и о том, что имел в виду Майкл Буравой. Вкратце суть разговора такова: публичная социология – это «всего лишь» частое появление социологов в СМИ или это «истинное» служение делу совершенствования социального мира (как-то так). Откровенно говоря, я под публичной социологией склонен понимать первое – донесение «социологии» до публики, что, соответственно, без СМИ невозможно. Но дело даже не в этом. А в том, что социология – с претензиями быть «законодателем» в смысле З. Баумана или нет – это все-таки наука, то есть деятельность по «производству» некоторой (потенциально полезной) информации. Сама по себе социология в этом смысле не преобразовывает мира в лучшую сторону – это могут делать другие люди – те, кто принимает решения (о том, делать что-либо или не делать). Эта позиция, как известно, вызывает к жизни обильное нытье по поводу того, что мы все могем, но нас не слушают и т.д. Но не об этом речь. Речь о том, что можно в некотором смысле «примирить» заявленные в начале позиции – о публичной социологии как publicity или как высоком моральном долге.
Мне когда-то встретилась идея о том, что если ты – с помощью своей профессии или нет – в состоянии помочь людям, то твой долг – сообщить им об этом. Другими словами – сообщить им о себе, заняться саморекламой, похвастаться. И это – твой долг! Иначе ты лишаешь людей возможности твою помощь получить, а потому ты не прав. И тогда они сами будут решать, прислушиваться к тебе или нет – в конце концов, как бы ни обидно тебе ни было, это их право! Вот для этого и нужны СМИ. Поэтому публичная (в этом смысле) социология тоже оказывается приобщенной к «высоконравственным заботам о судьбах людей».

Комментариев нет: