воскресенье, 15 июля 2012 г.

Евро-2012: размышления об обществе на фоне мега-события


До и во время Евро-2012 приходилось слышать довольно распространенное мнение о том, что организаторы вроде бы подготовили необходимые ключевые объекты (чем очень гордятся) – стадионы, аэропорты, многозвездочные гостиницы – но об удобстве обычных болельщиков позаботились мало: перевод информационных указателей и объявлений плохой, дешевых гостиниц мало, кемпинги достраивались в самый последний момент и проч. С одной стороны, это может восприниматься просто как недоработка в номинации «среди многих дел, кое-что не учли за неимением опыта», но с другой, – вполне можно увидеть в этом закономерность.

Дело в том, что в нашей стране смысл крупномасштабного события состоит совсем не в том, чтобы создать репутацию, привлечь туристов и получить прибыли от их приезда. Смысл в том, чтобы под вывеской мероприятия (причем, не важно, какого именно) украсть из бюджета побольше денег. Если иметь в виду это, то задача организаторов состоит в том, чтобы угодить тем, кто принимает решение о том, состоится событие или нет – в данном случае УЕФА. А международных чиновников как раз и интересуют услуги и инфраструктура «премиум-класса» в первую очередь. Так что в выигрыше закономерно остались УЕФА и наши власти, успевшие выделить на Евро большие деньги и украсть большую часть из них.

А что же «обычные» болельщики? На самом деле им много и не надо – они приехали за спортивным праздником, который, по сути, сами же себе и устроили: здесь есть дешевое пиво, а кемпинг (и даже фастфуд) можно и самим себе привезти, как это сделали голландцы в Харькове. Выиграли ли от Евро местные жители, хотя бы те, кто имеет отношение к туристическому бизнесу? На мой взгляд, очень частично. С одной стороны, да, кто-то приехал и оставил здесь какие-то деньги. Но в долгосрочной перспективе вряд ли удалось убедить западных туристов приехать сюда еще раз, учитывая наш транспорт и дороги. Опять же потому, что мероприятие изначально не было задумано его местными устроителями как маркетинговый ход, могущий дать рыночные плоды для туристической отрасли в будущем.

Почему? Потому что государство не имеет в этом интереса: крупный бизнес так или иначе приближен к государству и реализуется в крупных проектах, лоббируя более или менее законные возможности ухода от налогов, а мелкий бизнес государству просто не интересен – от него много не получишь ни в виде откатов, ни в виде рейдерства, ни в виде налогов. Государство заинтересовано в том, чтобы получить от людей бесплатно все, что только возможно. Иллюстрацией этого может служить услышанные мною истории о том, что среди людей, работающих волонтерами, немало тех, кто выступает в этом качестве не по «велению души», а под угрозой увольнения с места работы. И действительно, зачем платить, если можно получить бесплатно!

Другими словами, механизм функционирования нашего общества, точнее – власти, состоит в том, чтобы, во-первых, использовать внеэкономическое принуждение людей в своих интересах, а во-вторых, – украсть побольше из бюджета. Именно поэтому наши власти непрерывно что-нибудь «обустраивают», перекладывая по несколько раз асфальт на одном и том же месте – без «события», под которое выделяются бюджетные деньги, это сделать могут только чиновники самого высокого уровня.


Для меня эти выводы стали открытием, случившимся благодаря Евро-2012, для кого-то они – очевидны, а для кого-то – тщательно прикрыты риторикой «успешного проведения» мероприятия типа «Чемпионаты проходят, достижения остаются» (предвыборный слоган Партии регионов).

2 комментария:

Lickea комментирует...

неужели для Вас это действительно только недавно стало очевидным? мне сложно в это поверить)

Lickea комментирует...
Этот комментарий был удален автором.