среда, 1 августа 2012 г.

Как я брендом кафедры социологии занимался



Как известно, на многих факультетах студенты после 2-го курса должны выбрать себе специализацию – тем самым они выбирают кафедру, с которой будет связана значительная часть их студенческой жизни (большинство учебных курсов, студенческая группа, кураторство, практики и т.д.). Собственно, из-за недостаточно четких различий между специализациями в большинстве случаев «выбрать специализацию» и означает «выбрать кафедру». Для самой кафедры важно, чтобы ее выбрали побольше студентов – от этого отчасти зависит учебная нагрузка преподавателей (а значит, по логике вещей и их зарплата), но более важен тот факт, что среди большего числа студентов больше и хороших студентов, с которыми интересно работать.
На социологическом факультете Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина существует 6 кафедр, из которых одна (медиа-комуникаций) готовит только магистров, то есть, на нее нет распределения после 2-го курса. Соответственно, студенты должны выбирать между кафедрами:
·        Социологии
·        Прикладной социологии
·        Политической социологии
·        Социологии управления и социальной работы
·        Методов социологических исследований
«Исторически» сложилась такая ситуация, что больше всего желающих учиться на кафедре прикладной социологии (до 25-30 из 50-70 человек потока), а кафедра социологии (на которой я работаю) не пользуется особой популярностью (обычно – не более 10 желающих). Разумеется, в таких условиях кафедры перераспределяют между собой студентов таким образом, чтобы минимальные группы на каждой кафедре были хотя бы 12-14 человек. Но, естественно, «лидирующие» по числу выборов кафедры «отдают» самых слабых.
Причины непопулярности нашей кафедры периодически обсуждаются, однако, как оказалось, единого мнения по этому вопросу не наблюдается. Поэтому я решил провести небольшое социологическое исследование, которое позволило бы выяснить образы кафедр социологического факультета с тем, чтобы попытаться создать «бренд» кафедры социологии – позитивный образ, выражающий ее действительные преимущества. Опрашивались студенты 2 и 3-4 курсов. Первые были интересны с точки зрения того, как они представляют себе кафедры факультета накануне распределения, вторые – как те, кто, собственно, формирует и транслирует представления о кафедрах. 1 курс в опросе не участвовал из-за некомпетентности, а 5-й – из-за недоступности. Опрос был сплошным, насколько позволяло присутствие студентов на занятиях.
Ключевыми значениями, описывающими кафедру социологию, оказались:
·        Теоретическая, научная
·        Скучная, нудная, традиционная
·        Устаревшая, книжная, консервативная
При этом у 2 и 3-4 курсов отличий в восприятии практически не было за исключением того, что первые часто связывали восприятие кафедры с именами преподавателей, а вторые чаще говорили о неконкретности, домашней обстановке и увлеченности преподавателей. Из 27 человек 2 курса на момент опроса кафедру социологии выбрали бы 3 человека, и как запасной вариант кафедру назвали 4.
Очевидно, что такой имидж кафедры и не может работать на привлечение студентов. Потенциальные «наши» студенты в качестве мотива выбора кафедры называли хорошее отношение преподавателей и тематический интерес, при этом они указали, что математику знают плохо, а интересуются ею мало. Единственный человек из них указал, что хотел бы в будущем заниматься наукой, но при этом не имел в виду ни стажировки за границей, ни фриланс, ни грантовые исследования – другими словами, ориентировался на «ретроградное» представление о науке. Теоретичность здесь означает непрактичность, отсутствие связей с реальностью, неприменимость, а потому – невостребованность. Собственно, если бы мне так охарактеризовали кафедру (что и делают старшие курсы для младших), у меня не было бы желания туда идти. Поэтому необходимость повлиять на такое представление вопросов не вызывала, кроме одного – что делать?
Для ответа на этот вопрос необходимо было узнать
1.      Что позитивное может предложить кафедра и
2.      В чем преимущества других кафедр.
Студенты нашей кафедры 3 и 4 курсов, в качестве позитива выделяют то, что кафедра:
·        интересная, опытная, фундаментальная, серьезная,
·        разносторонняя, всеохватывающая, универсальная
·        теоретическая, научная, но (снова!) традиционная и книжная
Сами же преподаватели, сотрудники и аспиранты кафедры полагают, что среди того, что могло бы заинтересовать студентов, кафедра отличается
·        умными людьми,
·        разнообразием тем
·        серьезной работой со студентами
 Основной же вывод из наших собственных оценок напрашивался такой: «Работают вроде бы много, но бестолку». Это проявляется в трате времени на вещи, не приносящие никаких ощутимых бонусов для участников (начиная от работы «за идею» и заканчивая обычно безрезультатными обсуждениями за чаем). Плюс, конечно, – неумение (лень или отсутствие привычки?) представлять результаты своей работы «вовне».
Главные конкурентные преимущества других кафедр (помимо тематических особенностей), которые необходимо было у них «откусить» в процессе создания «бренда» кафедры социологии, характеризовались такими словами, как:
·        Практическая, прикладная, востребованная
·        Модная, престижная
·        Интересная
Негативные характеристики других кафедр я здесь не привожу, в том числе потому, что там встречаются и весьма резкие (от «высокомерие» и «хамство» до «безделье» и «пустословие»), отмечу лишь общее наблюдение – студенты склонны реагировать на модные слова (маркетинг, пиар, реклама, медиа), считая их показателем популярности и востребованности. На это содержание наша кафедра претендовать не могла и не стремилась (за исключением данного текста J).
В выстраивании бренда кафедры виделась необходимость подчеркнуть ряд моментов.
1. Научность в противовес теоретичности. Вроде бы и близкие вещи, но наука – это серьезно, а не попса, наука – это важно, а не оторвано от реальности.
2. Конкретность разнообразных исследований. Этим преодолевается абстрактность и провоцируется интерес.
3. Востребованность. Показателем выступает количество и имена тех, кто готов платить деньги за наш результат – гранты, зарубежные конференции и публикации, престижные места работы выпускников кафедры.
Результатом стала серия плакатов, посвященных преподавателям кафедры (и подготовленных отчасти ими же), в которых акцент делался на их
      • Максимально конкретных научных интересах
      • Исследовательских грантах
      • Стажировках за границей и участии в международных конференциях
Эти плакаты были подготовлены таким образом, чтобы подчеркнуть тот факт, что наука (чем занимается кафедра) оказывается не только книжным и абстрактным занятием, но является современной и востребованной, позволяющей ученому выходить на международное общение, опыт, поездки и прочие достижения.
Плакаты были дополнены мероприятием, связанным с докладами студентов на свободные темы, должентсвующим показать, что кафедра социологии может заниматься любыми интересными студентам темами.
Итогом деятельности стало то, что в этом году на кафедру социологии изъявили желание 16 студентов – рекордный показатель!








Комментариев нет: