Центр культурных исследований постсоциализма
Института сравнительных исследований модернизации обществ
Казанского (Приволжского) Федерального университета
в рамках проекта
КАЗАНСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ
приглашает принять участие в междисциплинарном семинаре
<Критический подход к потреблению и исследования потребления в постсоветских обществах>
29-30 марта 2013 года
г. Казань
Консюмеризм как форма культуры потребления капитализма на протяжении долгого времени связывался с удовольствием, счастьем и самовыражением. Однако в современном обществе консюмеризм все чаще становится объектом критики, переосмысления и основой для практик сопротивления. Исследователи говорят о росте <политического консюмеризма>, под которым понимается использование критического потенциала потребления с целью влияния на социальные процессы.
Эта тенденция проявляется и в современном российском обществе. Различные агенты - государство, корпорации, социальные группы и отдельные индивиды используют критический потенциал потребления. Например, государство ведет <торговые войны> с другими странами, ограничивая ввоз произведенных в них товаров. Производящие потребительские товары корпорации вынуждены поддерживать принцип корпоративной социальной ответственности под напором запроса общества. Многообразие групповых и индивидуальных стратегий включает бойкоты потребительских товаров (антиглобалистский бойкот McDonalds), марши (марш против использования меха в Санкт-Петербурге) и др. Возвращаются старые и появляются новые практики переработки мусора (например, в нескольких российских городах функционируют <экомобили> - передвижные пункты сбора опасных отходов) и повторного использования вещей (блошиные рынки, благотворительные магазины и барахолки). Критика консюмеризма, гламура, демонстративного потребления занимает важное место в российском медиа-дискурсе и популярной культуре (фильмы <Глянец>, <ДухLess>, романы Виктора Пелевина).
Критический подход к потреблению, а также эмпирические исследования, посвященные дискурсам и практикам, связанным с использованием критического потенциала потребления в постсоветских обществах, станут основным фокусом для дискуссий в рамках данного семинара. В ходе семинара предполагается обсудить на эмпирических примерах как современные тенденции в сфере потребления - анти-консюмеристские практики, <этическое>/ <зеленое> потребление, <медленное> потребление, бойкоты товаров, рост популярности ресайклинга, hand made и т.п., так и то, каким образом исследователи в сфере социальных наук - социологии, культурологии, антропологии - подходят к их изучению.
Темы для обсуждения
1. Анти-консюмеризм в России: причины роста популярности
2. Эко-потребление в России: дискурс и практики
3. Потребление как сопротивление в молодежной культуре потребления
4. Потребление без денег
5. Креативное потребление, ресайклинг, секонд-хэнд и т.д.
6. Критика общества потребления в медиа-дискурсе и др.
Для подачи заявки необходимо в срок до 22 февраля 2013 года выслать на адрес оргкомитетаconsumptionseminar2013@gmail. com аннотацию выступления объемом до 300 слов и curriculum vitae. Подтверждение об участии в семинаре будет выслано не позднее 28 февраля 2013 года. Благодаря финансовой поддержке Open Society Foundation организаторы оплачивают проезд и проживание участников семинара.
http://postsocialism.ru
Института сравнительных исследований модернизации обществ
Казанского (Приволжского) Федерального университета
в рамках проекта
КАЗАНСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ
приглашает принять участие в междисциплинарном семинаре
<Критический подход к потреблению и исследования потребления в постсоветских обществах>
29-30 марта 2013 года
г. Казань
Консюмеризм как форма культуры потребления капитализма на протяжении долгого времени связывался с удовольствием, счастьем и самовыражением. Однако в современном обществе консюмеризм все чаще становится объектом критики, переосмысления и основой для практик сопротивления. Исследователи говорят о росте <политического консюмеризма>, под которым понимается использование критического потенциала потребления с целью влияния на социальные процессы.
Эта тенденция проявляется и в современном российском обществе. Различные агенты - государство, корпорации, социальные группы и отдельные индивиды используют критический потенциал потребления. Например, государство ведет <торговые войны> с другими странами, ограничивая ввоз произведенных в них товаров. Производящие потребительские товары корпорации вынуждены поддерживать принцип корпоративной социальной ответственности под напором запроса общества. Многообразие групповых и индивидуальных стратегий включает бойкоты потребительских товаров (антиглобалистский бойкот McDonalds), марши (марш против использования меха в Санкт-Петербурге) и др. Возвращаются старые и появляются новые практики переработки мусора (например, в нескольких российских городах функционируют <экомобили> - передвижные пункты сбора опасных отходов) и повторного использования вещей (блошиные рынки, благотворительные магазины и барахолки). Критика консюмеризма, гламура, демонстративного потребления занимает важное место в российском медиа-дискурсе и популярной культуре (фильмы <Глянец>, <ДухLess>, романы Виктора Пелевина).
Критический подход к потреблению, а также эмпирические исследования, посвященные дискурсам и практикам, связанным с использованием критического потенциала потребления в постсоветских обществах, станут основным фокусом для дискуссий в рамках данного семинара. В ходе семинара предполагается обсудить на эмпирических примерах как современные тенденции в сфере потребления - анти-консюмеристские практики, <этическое>/ <зеленое> потребление, <медленное> потребление, бойкоты товаров, рост популярности ресайклинга, hand made и т.п., так и то, каким образом исследователи в сфере социальных наук - социологии, культурологии, антропологии - подходят к их изучению.
Темы для обсуждения
1. Анти-консюмеризм в России: причины роста популярности
2. Эко-потребление в России: дискурс и практики
3. Потребление как сопротивление в молодежной культуре потребления
4. Потребление без денег
5. Креативное потребление, ресайклинг, секонд-хэнд и т.д.
6. Критика общества потребления в медиа-дискурсе и др.
Для подачи заявки необходимо в срок до 22 февраля 2013 года выслать на адрес оргкомитетаconsumptionseminar2013@gmail.
http://postsocialism.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий