Некоторое время назад мне довелось
быть свидетелем разговора о публичной социологии и о том, что имел в виду Майкл
Буравой. Вкратце суть разговора такова: публичная социология – это «всего лишь»
частое появление социологов в СМИ или это «истинное» служение делу
совершенствования социального мира (как-то так). Откровенно говоря, я под
публичной социологией склонен понимать первое – донесение «социологии» до
публики, что, соответственно, без СМИ невозможно. Но дело даже не в этом. А в
том, что социология – с претензиями быть «законодателем» в смысле З. Баумана
или нет – это все-таки наука, то есть деятельность по «производству» некоторой (потенциально
полезной) информации. Сама по себе социология в этом смысле не преобразовывает
мира в лучшую сторону – это могут делать другие люди – те, кто принимает решения
(о том, делать что-либо или не делать). Эта позиция, как известно, вызывает к
жизни обильное нытье по поводу того, что мы все могем, но нас не слушают и т.д.
Но не об этом речь. Речь о том, что можно в некотором смысле «примирить»
заявленные в начале позиции – о публичной социологии как publicity или как высоком моральном долге.
Мне когда-то встретилась идея о
том, что если ты – с помощью своей профессии или нет – в состоянии помочь
людям, то твой долг – сообщить им об этом. Другими словами – сообщить им о себе,
заняться саморекламой, похвастаться. И это – твой долг! Иначе ты лишаешь людей
возможности твою помощь получить, а потому ты не прав. И тогда они сами будут
решать, прислушиваться к тебе или нет – в конце концов, как бы ни обидно тебе
ни было, это их право! Вот для этого и нужны СМИ. Поэтому публичная (в этом
смысле) социология тоже оказывается приобщенной к «высоконравственным заботам о
судьбах людей».
Комментариев нет:
Отправить комментарий