Главной темой июньского выпуска украинской версии
журнала Forbes стал город. Кроме статьи известного урбаниста Блэра Рубла о
будущем городов, описанию грузинского эксперимента по созданию абсолютно нового
города на черноморском побережье и других, номер включает статью о десяти
инновациях, внедряемых украинскими мэрами, и рейтинг лучших украинских городов
для бизнеса.
Как известно, Харьков пытается позиционировать себя как
«умный город» (“smart city”). Идеологи этого бренда Харькова под “smart city”
понимают социальный (social),
современный (modern), город искусства
(art), город исследований (research) и туристический (tourist) город. Традиционно же
интерпретация «умного города» предполагает, что это город, открытый инновациям,
в частности, в области инфраструктуры. О месте Харькова в этом контексте может
кое-что сказать топ-10 украинских городских инноваций, выделенных Forbes:
1.
реформа транспортной системы города (Львов,
Днепропетровск, Донецк),
2.
попытки внедрения альтернативных источников энергии
(Львов, Луцк, Донецк),
3.
«электронное управление» (Винница, Луцк, Черновцы),
4.
видеонаблюдение в местах скопления людей
(Днепропетровск, Луцк, Полтава),
5.
установка мини-станций для измерения концентраций
вредных веществ в воздухе (Днепропетровск),
6.
внедрение системы энергосбережения в жилом секторе
(Луцк, Тернополь),
7.
электронный гид к Евро-2012 (Львов),
8.
зонирование городских парков (Запорожье),
9.
программа реставрации старых сооружений (Львов,
Черновцы)
10. «краудсорсинг»
- привлечение студентов технического университета к проектированию
реконструкции города (Луцк).
Как видим, несмотря на приобретение городского
транспорта, реконструкцию аэропорта и открытие пятизвездочных гостиниц, Харьков
в этом списке не присутствует. И действительно, подобные меры, хотя и в
определенной мере служат его развитию, особенно в отношении
«бизнес-инфраструктуры», но вряд ли могут считаться инновациями.
Если же не «smart city», то каков Харьков? На этот вопрос помогает ответить рейтинг
бизнес-привлекательности регионов. По мысли авторов, он должен отражать взгляд
столичных и иностранных инвесторов, поэтому из него исключен Киев. Харьков в итоге
оказался на 3 месте после Донецка и Одессы. Результирующий показатель включал в
себя оценку человеческого капитала, покупательной способности, инвестиционного
климата, экономической устойчивости и инфраструктуры и комфорта. По уровню
покупательной способности лидирует Донецк, по экономической устойчивости –
Запорожье, по уровню инфраструктуры и комфорта и человеческого капитала –
Львов.
Харьков же оказался первым по уровню инвестиционного
климата. Данный показатель включал в себя оценку уровня развития малого бизнеса
(поступление единого налога на душу населения в 2011) и открытость города
сторонним инвесторам (уровень проникновения общенациональных торговых сетей по
итогам прошлого года). Таким образом, можно рассматривать Харьков в качестве
«делового лидера» среди украинских городов.
Учитывая тот факт, что характеристики, заложенные в
образе “smart city”, не имеют ни достаточного выражения в инфраструктуре
города, ни внятной интерпретации авторами туристического бренда, не было ли бы
логичнее именно Харькову претендовать на образ и статус делового центра, коль
скоро предпосылки к этому есть (даже несмотря на то, что в этом качестве уже
несколько лет позиционируют Донецк)? Или стоит все-таки попытаться показать и
доказать свои претензии на звание умного города?
Комментариев нет:
Отправить комментарий