Так случилось, что социология медицины у нас не слишком развита –
некоторые статьи появляются, но их мало, соответствующих разделов в учебниках
мне встретить не довелось, а о наличии спецкурсов я судить не берусь – может, в
медицинских вузах они и есть, но в остальных – я не встречал. И это в то время,
как для западной социологии эта тема довольно разработана, и часто встречается
в учебниках.
Если кратко охарактеризовать основной фокус социологии медицины, то это
дисциплина о том, как люди себя ведут, сталкиваясь со сферой здравоохранения,
как определяют степень своей болезни и способы их лечения (самостоятельно или
обращаясь к специалистам) и т.д. На мой взгляд, у нас эта тема оказалась
наиболее раскрытой в работах и деятельности получившего известность в последнее
время детского врача Евгения Комаровского.
Во многом благодаря ему можно понять, что существенная часть наших (в том
числе и врачебных) представлений о здоровье и медицине – мифы. Например, такие
вещи, как горчичники, банки, те или иные лекарства и/или способы их
использования, хотя и распространены, но не имеют доказанного медицинского
эффекта, а иногда и просто противоречат здравому смыслу – просто мы привыкли их
использовать. И не задумываемся о «механике процесса», полагаясь и возлагая
ответственность за наше здоровье на «специалиста».
С другой стороны, им неожиданным для многих образом осмысливается роль
врача и медицинских заведений. Так, показательной в этом смысле оказывается
тезис о том, что «история болезни пишется для прокурора». Речь идет о том (и
это характерно не только для отечественной медицины), что ключевая задача врача
состоит не только и не столько в том, чтобы помочь пациенту, а в том, чтобы
минимизировать собственную ответственность за результаты своей деятельности.
Поэтому и пишутся тонны сопроводительных бумаг и справок, поэтому и назначаются
лекарства «на всякий случай». Отличие же нашей медицины от западной страховой
состоит в том, что там страховые компании, оплачивая медицинские страховки,
интересуются правильностью постановки диагноза, для чего принципиальными
оказываются диагностические процедуры. У нас же остается возможность для
назначения лекарств по большому счету для успокоения совести пациентов или их
родственников – «мы что-то делаем – лечим дорогих родных или лечимся сами».
Благо, фармацевтический рынок (один из наиболее коррумпированных) открывает для
этого массу возможностей – покупай что хочешь и лечись чем угодно и сколько «душа
пожелает» – в буквальном смысле душа, а не тело. Врач с удовольствием назначит
– он «лечит», а не бездействует, и это ему зачтется и пациентами, и (в случае
чего) «прокурором».
Поэтому, социология медицины оказывается, на мой взгляд, весьма
востребованной не только в среде профессиональных социологов, но и «широкой
общественностью».
Комментариев нет:
Отправить комментарий