понедельник, 11 февраля 2013 г.

Нарративный поворот


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ готовит к выпуску новый номер. Тема номера "Нарративный поворот".

Приглашенный редактор выпуска — Виталий Леонидович ЛЕХЦИЕР 
Самарский государственный университет. Кафедра философии гуманитарных факультетов. Доктор философских наук, профессор.

Несмотря на неутешительные диагнозы некоторых влиятельных философов в отношении судьбы повествования в мире современной культуры (Ж.-Ф. Лиотар, Ф. Джеймисон) с ее «иконическим поворотом» и тотальной фрагментированностью, нынешнюю эпоху совершенно справедливо называют эпохой «экстаза рассказа». С 80-х годов прошлого века практически все гуманитарные науки вслед исторической и культурной антропологии переживают настоящий «нарративный поворот». Это и психология с психотерапией (Д. Брунер, Т. Сарбин, М. Уайт, Д. Эпстон, Д. Фридман, Джин. Комбс), и качественная социология с ее стратегиями oral history, life story, автоэтнографией и методом нарративного интервью (П. Томпсон, А. Хоффман, М. Бургос, Д. Берто), это философия, как в части нового понимания истории (Х. Уайт, Ф. Анкерсмит), так и в области философской антропологии (П. Рикер, А. Макинтайр). Более того, идеи нарративного поворота захватили соматическую медицину: теоретики и практики современной медицины стали говорить о том, что для преодоления пропасти между врачом и пациентом в обществе ремиссии необходима нарративизация их взаимоотношений, что в дополнение к биомедицине необходима институциализация т. н. «нарративной медицины» (Narrative Medicine). Медицинская этика все чаще получает нарративное истолкование, стали исследоваться клинические нарративы; появилось понимание терапевтической и социальной значимости нарративов пациентов, врачи даже начали читать нарратологов (Р. Шэрон, А. Франк, А. Клейнман, Х. Броди).
Нарративный поворот в науке — симптом нового состояния реальности. Науки коренятся в жизненном мире людей, а научные идеи происходят из того смыслового тигля, в котором на данном историческом этапе пребывает человеческая совместность. Новая антропологическая формула Аласдера Макинтайра — «человек в своих действиях, на практике и в своих вымыслах представляет собой животное, которое повествует истории» — приобрела в современной культуре полное воплощение, поскольку демократизация и медиатизация нарратива привели к тому, что актуальный культурный контент почти полностью состоит из бесчисленных рассказов о жизни, новостных повествований и рассказов о самих себе.
Narraro, ergo sum («повествую, следовательно существую») является также и принципом онтологии социальных взаимодействий и, одновременно, механизмом признания индивида в сегодняшнем социуме.
Нарратив — универсальный способ придания смысла опыту.
Как он работает в современных культурных практиках, какие форматы, типы и структуры нарратива востребованы, каков его методологический, онтологический, политический и аксиологический потенциалы, как он соотносится с цивилизацией образов и клипированностью мышления?
Ответы на эти вопросы необходимы для понимания наличного состояния культуры и перспектив гуманитарной науки.

Темы номера

·        Нарратив и культура: рассказы в культурных практиках
·        Нарративный поворот vs иконический поворот: вытеснил ли образ повествование?
·        Судьба и форматы повествований в культуре
·        Макро (мета) — и микронарративы: их взаимодействие и влияние на культуру
·        Автонарратив против социальных стереотипов
·        Автонарратив и медиа-контенты
·        Формы и значение рассказа о самом себе
·        Рассказ о самом себе и механизмы признания
·        Фигура рассказчика в культуре
·        «Нарративный поворот» в гуманитарных науках
·        «Лингвистический поворот», рассказ и философская антропология
·        Методологический потенциал нарративного анализа в социологии
·        Нарративная медицина: новые подходы и идеалы здравоохранения
·        Нарративы пациентов и нарративы врачей: типология, структуры, практики
·        Семантика и прагматика нарратива
·        Политический потенциал нарратива
·        Зачем и о чем человек рассказывает истории?
·        Рассказчик и слушатель — институциональный анализ взаимодействия
·        Нарративная этика: общие принципы и их применение к различным ситуациям коммуникации
·        Классическая нарратология и современная трактовка нарратива
·        Нарративная психология и психотерапия: принципы, подходы и практика
·        Невербальные нарративы
·        Проблемы нарративной философии истории и философской антропологии

Материалы принимаются по адресу редакции

editorial@culturalresearch.ru

Дополнительная информация на сайте журнала, просим авторов ознакомиться с правилами оформления статей и Договором публичной оферты.

Информация о журнале и теме ближайшего номера:

Информация для авторов:

Комментариев нет: