Как известно, на многих факультетах студенты после 2-го курса должны
выбрать себе специализацию – тем самым они выбирают кафедру, с которой будет
связана значительная часть их студенческой жизни (большинство учебных курсов,
студенческая группа, кураторство, практики и т.д.). Собственно, из-за
недостаточно четких различий между специализациями в большинстве случаев
«выбрать специализацию» и означает «выбрать кафедру». Для самой кафедры важно,
чтобы ее выбрали побольше студентов – от этого отчасти зависит учебная нагрузка
преподавателей (а значит, по логике вещей и их зарплата), но более важен тот
факт, что среди большего числа студентов больше и хороших студентов, с которыми
интересно работать.
На социологическом факультете Харьковского национального университета им.
В.Н. Каразина существует 6 кафедр, из которых одна (медиа-комуникаций) готовит
только магистров, то есть, на нее нет распределения после 2-го курса.
Соответственно, студенты должны выбирать между кафедрами:
·
Социологии
·
Прикладной социологии
·
Политической социологии
·
Социологии управления и социальной работы
·
Методов социологических исследований
«Исторически» сложилась такая ситуация, что больше всего желающих учиться
на кафедре прикладной социологии (до 25-30 из 50-70 человек потока), а кафедра
социологии (на которой я работаю) не пользуется особой популярностью (обычно –
не более 10 желающих). Разумеется, в таких условиях кафедры перераспределяют
между собой студентов таким образом, чтобы минимальные группы на каждой кафедре
были хотя бы 12-14 человек. Но, естественно, «лидирующие» по числу выборов
кафедры «отдают» самых слабых.
Причины непопулярности нашей кафедры периодически обсуждаются, однако,
как оказалось, единого мнения по этому вопросу не наблюдается. Поэтому я решил
провести небольшое социологическое исследование, которое позволило бы выяснить
образы кафедр социологического факультета с тем, чтобы попытаться создать
«бренд» кафедры социологии – позитивный образ, выражающий ее действительные
преимущества. Опрашивались студенты 2 и 3-4 курсов. Первые были интересны с
точки зрения того, как они представляют себе кафедры факультета накануне
распределения, вторые – как те, кто, собственно, формирует и транслирует
представления о кафедрах. 1 курс в опросе не участвовал из-за некомпетентности,
а 5-й – из-за недоступности. Опрос был сплошным, насколько позволяло
присутствие студентов на занятиях.
Ключевыми значениями, описывающими кафедру социологию, оказались:
·
Теоретическая, научная
·
Скучная, нудная, традиционная
·
Устаревшая, книжная, консервативная
При этом у 2 и 3-4 курсов отличий в восприятии практически не было за
исключением того, что первые часто связывали восприятие кафедры с именами
преподавателей, а вторые чаще говорили о неконкретности, домашней обстановке и
увлеченности преподавателей. Из 27 человек 2 курса на момент опроса кафедру
социологии выбрали бы 3 человека, и как запасной вариант кафедру назвали 4.
Очевидно, что такой имидж кафедры и не может работать на привлечение
студентов. Потенциальные «наши» студенты в качестве мотива выбора кафедры
называли хорошее отношение преподавателей и тематический интерес, при этом они
указали, что математику знают плохо, а интересуются ею мало. Единственный
человек из них указал, что хотел бы в будущем заниматься наукой, но при этом не
имел в виду ни стажировки за границей, ни фриланс, ни грантовые исследования –
другими словами, ориентировался на «ретроградное» представление о науке.
Теоретичность здесь означает непрактичность, отсутствие связей с реальностью,
неприменимость, а потому – невостребованность. Собственно, если бы мне так
охарактеризовали кафедру (что и делают старшие курсы для младших), у меня не
было бы желания туда идти. Поэтому необходимость повлиять на такое
представление вопросов не вызывала, кроме одного – что делать?
Для ответа на этот вопрос необходимо было узнать
1.
Что позитивное может предложить кафедра и
2.
В чем преимущества других кафедр.
Студенты нашей кафедры 3 и 4 курсов, в качестве позитива выделяют то, что
кафедра:
·
интересная, опытная, фундаментальная, серьезная,
·
разносторонняя, всеохватывающая, универсальная
·
теоретическая, научная, но (снова!) традиционная
и книжная
Сами же преподаватели, сотрудники и аспиранты кафедры полагают, что среди
того, что могло бы заинтересовать студентов, кафедра отличается
·
умными людьми,
·
разнообразием тем
·
серьезной работой со студентами
Основной же вывод из наших собственных
оценок напрашивался такой: «Работают
вроде бы много, но бестолку». Это проявляется в трате времени на вещи, не
приносящие никаких ощутимых бонусов для участников (начиная от работы «за идею»
и заканчивая обычно безрезультатными обсуждениями за чаем). Плюс, конечно, –
неумение (лень или отсутствие привычки?) представлять результаты своей работы
«вовне».
Главные конкурентные преимущества других кафедр (помимо тематических
особенностей), которые необходимо было у них «откусить» в процессе создания
«бренда» кафедры социологии, характеризовались такими словами, как:
·
Практическая, прикладная, востребованная
·
Модная, престижная
·
Интересная
Негативные характеристики других кафедр я здесь не привожу, в том числе
потому, что там встречаются и весьма резкие (от «высокомерие» и «хамство» до
«безделье» и «пустословие»), отмечу лишь общее наблюдение – студенты склонны
реагировать на модные слова (маркетинг, пиар, реклама, медиа), считая их
показателем популярности и востребованности. На это содержание наша кафедра
претендовать не могла и не стремилась (за исключением данного текста J).
В выстраивании бренда кафедры виделась необходимость подчеркнуть ряд
моментов.
1. Научность в противовес
теоретичности. Вроде бы и близкие вещи, но наука – это серьезно, а не попса,
наука – это важно, а не оторвано от реальности.
2. Конкретность разнообразных исследований.
Этим преодолевается абстрактность и провоцируется интерес.
3. Востребованность.
Показателем выступает количество и имена тех, кто готов платить деньги за наш результат – гранты, зарубежные
конференции и публикации, престижные места работы выпускников кафедры.
Результатом стала серия плакатов, посвященных преподавателям кафедры (и
подготовленных отчасти ими же), в которых акцент делался на их
- Максимально конкретных научных интересах
- Исследовательских грантах
- Стажировках за границей и участии в международных конференциях
Эти плакаты были подготовлены таким образом, чтобы подчеркнуть тот факт,
что наука (чем занимается кафедра) оказывается не только книжным и абстрактным
занятием, но является современной и востребованной, позволяющей ученому
выходить на международное общение, опыт, поездки и прочие достижения.
Плакаты были дополнены мероприятием, связанным с докладами студентов на
свободные темы, должентсвующим показать, что кафедра социологии может
заниматься любыми интересными студентам темами.
Итогом деятельности стало то, что в этом году на кафедру социологии
изъявили желание 16 студентов – рекордный показатель!
Комментариев нет:
Отправить комментарий